ID: 129

УПОМИНАНИЯ ГРИБОВ В ИСТОРИИ

5
Каменные грибы
Говорят, что ацтеки называли грибы пищей богов, эскимосы ели их золу, апачи сжигали грибы, чтобы изгнать злого духа, древние арии и аборигены Амазонки готовили из него напиток. У ацтеков местная разновидность психоделического гриба считалась официальным средством ясновидения.
Заметим, что в жизни последнего императора ацтеков Монтезумы грибы сыграли роковую роль: во время грибного сеанса он увидел, что старые боги придут с Запада. Именно поэтому он, в конечном счете, и сдал свою столицу Кортесу. В противном случае испанский авантюрист никогда бы не захватил ее.
Если внимательно начать рассматривать скульптуры и живопись ацтеков, то становится очевидным, что их культура была наиболее грибной и психоделической из всех существовавших на Земле. Есть много любопытных теорий появления грибов: в некоторых культурах считалось, что грибы произошли из божьего плевка, что это испражнения богов или небесная моча, в других - испражнения радуги.
В Таджикистане считается, что грибы это упавшие на землю небесные вши, которые вытряхнула из халата “Великая мать”. Мой личный фаворит среди этих кажущихся невероятными, но вполне реальных фольклорных историй следующая кетская легенда: мужчины и женщины выросли из земли.
Туда их посеял Бог Есей, раскидывая в землю правой рукой семена женщин, а левой - семена мужчин. Поначалу и мужнины и женщины жили отдельно, т.е. бабы жили в чумах, а мужики росли в лесу в виде фаллосов-грибов.
Бабы ходили в этот лес и навещали фаллосы, когда у них на то возникало желание. Со временем одной бабе надоело ходить далеко в лес, и она просто вырвала этот грибо-фаллос и принесла в чум, после чего он превратился в полноценного мужика. После такого развития событий лесные фаллосы захирели и превратились в грибы, а мужики перебрались в чумы. Вот это, на мой взгляд, настоящий пример психоделической прозы!
Кроме того, эта теория, в отличие от других, не просто объясняет происхождение грибов, но имеет более глубокий космический подгруз. Впрочем, у одного африканского племени есть еще одна теория, согласно которой земля и небо произошли из шляпки и ножки гриба.
Раз уж мы заговорили о грибных представлениях у древних, то остановимся на фольклоре. В России и Швеции грибы связывали с зарытыми кладами. В Германии считалось, что это ведьмины круги, откуда те летят на Брокен. А в Голландии думали, что там черти ночью собирают масло.
И раз мы заговорили о фольклоре, то можем упомянуть следующие поэтические моменты: китайский императоров Ву (Ханьская династия) однажды написал оду, посвященную грибу с 9 парными “листьями” (т.е. с 9 ножками на каждой из которых было по 2 шляпки).
Ода звучала так: “Мое уединенное жилище произвело траву... эта великолепная поросль, это chih (кит. гриб) чудесным образом развивший свою красоту.” Это далеко не единственное и в данном случае любопытное для нас своей стариной поэтическое введение в грибную культуру. Своеобразная словесно-грибная инициация.
В России психоделические грибы известны с давних времен. Все кому надо о них прекрасно знают. Однако в народной традиции грибы окружены ореолом таинственности, на них положено что-то вроде табу. Как вам, например, следующие предостережения: при грибах нельзя ругаться, кричать и также не рекомендуется на них мочиться.
Далеко не все деревенские жители расположены про них говорить, объясняя это следующим образом: “мол, мал еще, вырастешь - поймешь”. Существует поверье - если уродилось много грибов, то быть войне. Есть одна любопытная, но малоизвестная загадка: “В поле-то го-го-го, а в лесах-то ги-ги-ги”, отгадкой которой, как ни странно, является “гром и грибы”. Кроме этого хотелось бы побаловать читателя небольшой подборкой высказываний о грибах известных русских писателей.
Например, Достоевский слово “огрибел” (в частности в “Записных книжках”) употреблял в качестве эфимизма другого всем знакомого и крайне разговорного слова, означающего определенную степень утомленности и усталости от происходящего. В “Братьях Карамазовых” мы находим: “Ракитка, ты гриб, а он князь!” “Куда мне, старому грибу, с молодой женой возиться” - писал Мельников-Печерский “В лесах”. “Ох, грибы-грибочки, темные лесочки” - тоже принадлежит перу Мельникова-Печерского. У Лескова в “Соборянах” находим следующее: “Ты не смотри на меня, что я такой гриб лафертовский: грибы-то и в лесу живут, а и по городам о них знают”.
До недавнего времени среди альтернативных обитателей столицы считалось, что грибы можно найти только на севере страны. Недаром их часто называли “питерскими”. Пожалуй, последнее массовое привлечение народного внимания к этому интересному растению произошло несколько лет назад в связи с утверждением, что Ленин - это гриб. Утверждение это пришло тоже из Питера и принадлежит толи покойному С. Курехину, толи Африке, точно не помню.
Кроме этого грибную тему время от времени поддерживает один широко известный кислотный журнал для молодежи. Но surprise, surprise, оказывается, что грибы великолепно растут и под Москвой. Тот вид, который встречается в наших краях, называется псилоцибе полу ланцетовидная. Автор пытался установить народное имя, под которым грибы проходят в деревнях и селах нашей великой родины, но тщетно. Конечно сложно себе представить, что сельский житель, склонный к тому, чтобы иногда в алкогольном угаре побегать по деревне, размахивая топором, будет их называть псилоцибе.
Автор предлагает название луговые опята (это кодовое название для всех интересующихся - главное не показывать им содержание пакета, а то все решат, что вы свихнулись). Уже по их внешнему виду можно понять, что это не поганка, а что-то непонятное и весьма любопытное. Существуют грибы, их которых не вызывают у человека никакого желания их съесть, но герой нашего рассказа к таким не принадлежит. У него приятный, вполне съедобный запах и очевидно алхимический, какой-то магически-средневековый вид.
Грибы не возражают расти по соседству с людьми часто их можно найти в непосредственной близости от строящихся ново русских особняков. Обычно растут на кочках, и, собирая их, человек в буквальном смысле задницей вверх ползает по полю, раздвигая руками траву. Со стороны группа собирателей напоминает людей, которые чего-то потеряли и теперь ищут. Ищут вчерашний день в полном смысле этого слова.
Грибы любят влажную и не особенно жаркую погоду. Грибной сезон длится с августа (иногда в зависимости от погоды с июля) до первого снега. Иногда можно собирать и из под снега, и в этом случае грибы, имеющие обычно приятный светло коричневый цвет только приобретают фиолетовый оттенок, нисколько не теряя своих галлюциногенных качеств. Иногда их можно найти и в мае (!), и цвет их с внутренней стороны шляпки отдает в розовость, что, впрочем, нисколько не отражается на всех других внутренних качествах.
Для поисков грибов желателен специальный костюм, состоящий из наколенников и налокотников (как у skateboard’истов. Я уже почти вижу эти флуоресцентные костюмы, сшитые для наших московских yappy и продающиеся где-нибудь в Quicksilver). Часто грибные сессии напоминают настоящие шаманские действа: люди выезжают на природу, играют на барабанах, поют горловым и другим пением и жгут костры.
Грибы растут часто там, где находятся пастбища (навоз - это одно из их любимых удобрений). Кстати, коровы являются крупными потребителями грибов, которые они поедают вместе с травой. Задумайтесь на минуту, что хотим мы этого, или нет, то все равно, употребляя молоко и многочисленные молочные продукты, вводим в организм переработанный коровами псилоцибин.